+7 (843) 567-18-19 Казань
+7 (843) 567-17-13 Казань
Это интересно
Задать вопрос
Консультанту
Отправить

Деловые игры

02.11.2012

Деловые игры – один из высокоэффективных методов обучения персонала по поиску управленческих решений в различных производственных ситуациях. Главными условиями деловой игры являются наличие ситуации, требующей разрешения: конфликта или информационной неопределенности, и подчинение участников заранее установленным правилам.

Деловые игры

История деловых игр

История деловых игр уходит глубоко в прошлое. Примерами первых деловых игр могут служить военные игры, суть которых заключалась в моделировании различных ситуаций возникающих на поле боя. Такие игры были известны еще в Древнем Риме. Военные игры служили для обучения офицерского состава или же, как способ создания стратегии, позволяющей выиграть битву. Известно, что Наполеон одержал многие из своих побед, благодаря тому, что моделировал будущие сражения. Самым условным видом военной игры можно считать шахматы.

По мере развития обществ, ролевые имитационные игры проникают в остальные области человеческой деятельности: производство, международную и внутреннюю торговлю, политическую деятельность, и т.д. Система Станиславского, являющаяся краеугольным камнем обучения актёров всего мира, является примером такой игры.

Созданию деловых игр в их современном виде мы обязаны Марине Мироновне Бирштейн. Наша соотечественница в 1932 году организовала и провела первую в мире деловую игру. Несмотря на то, что М.М. Бирштейн прожила длинную и плодотворную жизнь и занималась научной деятельностью до весьма почтенного возраста, различные источники по-разному описывают первую деловую игру. Возможно, это связано с тем, что уже в 1938 году деловые игры в Советском Союзе были запрещены, научные изыскания заморожены, а возобновление работы над этой темой в СССР произошло лишь в 80-е годы 20-го века. В других же странах деловые игры набирали популярность, начиная с 1960-х годов. Второй приход в Россию деловых игр состоялся уже с Запада. Следует отметить, что большинство тренеров, проводящих деловые игры в России сегодня, пользуется наработками западных специалистов.

Тем не менее, в описании основных признаков деловой игры обычно пользуются следующим перечнем признаков, описанных Бирштейном М. М в соавторстве с Бельчиковым Я. М., в книге «Деловые игры» (1989 г.):

  • 1) Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
  • 2) Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  • 3) Распределение ролей между участниками игры.
  • 4) Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  • 5) Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • 6) Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  • 7) Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  • 8) Коллективная выработка решений участниками игры.
  • 9) Многоальтернативность решений.
  • 10) Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Преимущества деловых игр

Главным преимуществом деловой игры является практическая форма усвоения материала и возникновение устойчивой сформированной реакции на различные производственные ситуации. Традиционные типа обучения от лекций до тренингов, к сожалению недостаточно производительны и эффективны только в обучении аудиалов, которые составляют всего навсего четверть населения земного шара.

Игровая форма – один из наиболее продуктивных способов обучения.

Примером деловой игры может служить ситуация, когда мама-кошка учит своих котят охотиться, принося им полузадушенную добычу. Играя, котята осваивают навыки, необходимые для добывания пищи самостоятельно. В человеческом мире дети обучаются навыкам, необходимым им в жизни в процессе игры. Примером может служить распространенная во всем мире игра в дочки-матери, где девочки учатся навыкам жены и матери. Таким образом, игровая форма - самая естественная форма обучения для человека.

Деловые игры современности

Компания «Человеческий капитал» использует в своих деловых играх реальные, невыдуманные ситуации, произошедшие в мировой промышленности. К примеру, деловая симуляционная игра «Бережливое производство» основана на событиях, произошедших в компании Toyota с 1920-х по 1970-е годы. Эта деловая игра рассчитана топ менеджеров производства, рабочую группу по внедрению бережливого производства на предприятии, руководство производственных цехов, директора по производству, прочих задействованных сотрудников. Целями игры являются знакомство с принципами и инструментами бережливого производства, формирование активного отношения участников игры к совершенствованию производственных процессов компании на основе практического применения идеологии и инструментов бережливого производства и формирование практических навыков решения проблем на примере реального процесса. Под руководством опытных тренеров в увлекательной игровой форме нарабатываются эффективные навыки решения проблем производства. Игра дополняется мини-лекция, мозговым штурмом и другими инструментами обучения. В результате проведенной игры, при достаточной заинтересованности, создаются новые, высокоэффективные навыки управления производством у всех участников игры.

Деловые симуляционные игры — способ обучения, инстинктивно присущий всему живому. Современные наработки позволяют использовать деловые игры для решения практически всех задач, встающих в процессе производственной деятельности.

Все события