+7 (843) 567-18-19 Казань
+7 (843) 567-17-13 Казань
Это интересно
Задать вопрос
Консультанту
Отправить

Оптимизация бизнес процессов: творческий или технологичный процесс?

13.04.2012

Как правило, оптимизацией бизнес-процессов занимаются руководители высшего звена, при непосредственном участии тех подчиненных, чей аналитический склад ума позволяет находить новые решения.

Оптимизация бизнес процессов: творческий или технологичный процесс?

Сам же процесс происходит в интуитивном порядке при активном использовании опыта управленческой деятельности и здравого смысла. Было бы не совсем верно называть такой подход целенаправленным и способным к каким-либо значимым улучшениям. Такой подход — это скорее творческий процесс, который не застрахован от внезапных взлетов и падений, свершений и неудач.

Увы, но как показывает практика, что бы найти хоть какие-то правильные решения, которые удовлетворят большие потребности в быстрых и положительных изменениях бизнес-процессов нужен опытный специалист — настоящий «гуру». И в последнее время количество специалистов в области оптимизации бизнес-процессов постоянно увеличивается.

Уже никого не удивишь наличием в штате компаний таких служащих, как директор по развитию, консультант по взаимодействию, консультант по управлению процессами компании и т. д. Такие специалисты, несомненно, владеют специальным образованием и имеют не малый опыт решения задач оптимизации бизнес-процессов, имеют представление не понаслышке и о самой технологии оптимизации бизнес-процессов.

Но технологию от творческого таланта, во-первых, отличает последовательность конкретных направленных действий, которая способна гарантировать результат и может быть освоена другим человеком за определенный период времени. Руководитель не должен оптимизировать бизнес-процесс самостоятельно — это дело профессионала, знающего и уже имеющего положительные результаты применения своих технологий. А так же способного оценить изменения как внутренние, так и внешние после этого применения.

Мы живем в век очень большого количества сфер экономической деятельности и высокой индивидуализации бизнес-процессов, которые необходимо оптимизировать индивидуально для каждого. Несомненно, технологий по оптимизации бизнес-процессов превеликое множество. Но для того, что бы руководитель понимал, кто же перед ним тот самый долго разыскиваемый «гуру» или не совсем еще оперившийся консультант в области оптимизации бизнес-процессов, необходимо иметь представления о базовых технологиях.

По каким же принципам можно классифицировать технологии, что бы определить базовые, без которых практически невозможно оптимизировать тот либо иной бизнес-процесс. Сказав, что при оптимизации бизнес-процессов необходимо «глобальный размах мысли, который приведет точно в цель» мы и обозначим основные принципы оптимизации, основанный на технологичном подходе.

Во-первых. Фундаментальный подход. Начнем с того, что если мы хотим сделать долговечную постройку, то нужно заложить прочный фундамент. Основная суть такого подхода — создание основы в виде четкого представления (описания) всех бизнес-процессов, которые будут оптимизироваться. Подход типа «оптимизируй то, не зная что» в данном случае не пройдет. И если не описать имеющиеся бизнес-процессы, то собственно и оптимизировать будет нечего. Если же на этом этапе выясниться, что бизнес-процессы как таковые и вовсе отсутствуют, то происходит этап их построения «с нуля».

Во-вторых. От частного к общему. От того, как оценивать оптимальность бизнес-процессов будет построен ее алгоритм действия. Если он происходит от частного к общему, то сначала выявляются отдельные недостатки того либо иного бизнес-процесса, сумма всех недостатков объединяется в группы и оперативно устраняется. Если же по каким-либо причинам выбирается противоположный путь (от общего к частному), то без комплексного «реинжиниринга» всех бизнес-процессов не обойтись.

В третьих. Исключаем неоднозначность. В процессе оптимизации бизнес-процессов можно столкнуться с такой ситуацией, что оптимизируя один бизнес-процесс мы можем навредить другому, или группе бизнес-процессов. Опытный «гуру» бизнес-процессов такие последствия предвидит, оценивает и из нескольких вариантов выбирает подходящий.

В четвертых. Сила действия может быть равной силе противодействия. Как показывает практика, если бизнес-процесс действительно оптимизирован, то волей или не волей, в большинстве случаев он приводит к более ответственному и трудозатратному подходу к нему со стороны исполнителя. И тут можно столкнуться со скрытым, или неосознанным (в других случаях и открытым) нежеланием исполнителя его выполнять.

Какие задачи решает формализация, описание и оптимизация бизнес-процессов?

  1. Повышение производительности труда.
  2. Снижение издержек.
  3. Уменьшение времени выполнения процессов.
  4. Повышение качества выполнения процессов.
  5. Руководитель получит прозрачный, контролируемый, управляемый бизнес.
  6. Под оптимизированные процессы будет создана эффективная организационная структура компании.
  7. Эффективное проектирование новых бизнес-направлений компании.
  8. Тиражирование бизнеса (франчайзинг).
  9. Автоматизация процессов.
  10. Уменьшение персоналозависимости.
  11. Получение достоверных данных о себестоимости процессов.

«Не товары, а процессы их создания определяют долгосрочный успех компании» (Д. Чампи, М. Хаммер)

Читать подробнее об описании бизнес-процессов в разделе «Услуги».

Все события