+7 (843) 567-18-19 Казань
+7 (843) 567-17-13 Казань
Это интересно
Задать вопрос
Консультанту
Отправить

«Системно-динамическая модель структуры деятельности» Р.Х. Шакурова, как метод объяснения трудовой активности человека

11.05.2012

Владислав Атагунов, кандидат психологических наук

В современной социальной-психологической литературе можно найти огромную массу концепций, объясняющих трудовую активность человека. В этой статье мы хотели бы остановиться на оригинальной концепции системно-динамической модели структуры деятельности казанского ученого, доктора психологических наук, академика РАО Р.Х. Шакурова.

«Системно-динамическая модель структуры деятельности» Р.Х. Шакурова, как метод объяснения трудовой активности человека

Главная функция деятельности по отношению к субъекту, по мнению автора концепции, состоит в том, что она обеспечивает преодоление барьеров, мешающих удовлетворению его потребностей. В историческом плане деятельность возникла и совершенствовалась как инструмент преодоления различных препятствий, затрудняющих или закрывающих доступ к ценностям. История человечества — это, прежде всего история поиска людьми эффективных и рациональных средств преодоления сопротивления среды, социальной и природной, в целях более полного удовлетворения своих потребностей. Любая потребность перерастает в действие лишь при одном условии: если удовлетворяющий ее предмет отделен от индивида каким-то барьером, хотя бы пространственным. Если желание удовлетворяется действиями других людей, как бы по щучьему велению, потребность не вызывает никаких действий, так как исчезает сопротивляющийся барьер. Без барьеров нет деятельности. Структурные компоненты, которой представляют собой не что иное, как психические образования, возникающие с участием барьеров и обеспечивающие их преодоления. Автор концепции исходит из того, что главную роль в динамизации и структурировании деятельности играют барьеры. Именно барьеры, мешающие удовлетворению потребностей, дают им импульс к движению деятельности, обуславливают содержание и смену ее фаз.

Реализация этого подхода представлена в модели динамической структуры деятельности. Первая фаза деятельности — ориентировочная. Ее развертывание начинается под влиянием ценностно-информационного барьера, состоящего из двух взаимосвязанных блоков — ценностного и информационного.

Нехватка ценности является первым барьером, который актуализирует потребности. Информационный блок — это второй барьер, который динамизирует операционные системы.

Исходной точкой деятельности является эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность нынешним положением, обусловленные дефицитом необходимых ценностей.

Главный элемент динамизирующего механизма является информационный барьер, проявляющийся в нехватке информации о необходимых ценностях и способах их достижения. Данный барьер дает толчок к ориентировочным действиям, заключающиеся: в анализе ситуации, поиске ценностей необходимых для удовлетворения потребностей.

Основные результаты ориентировочной фазы деятельности выражаются в следующем. У субъекта возникает информационно-ценностная модель ситуации (карта ценностей); актуализированная потребность фиксируется на реальных ценностях; возникают контуры предварительной цели, направленной на конкретные ценности.

Программирование — вторая фаза деятельности. Влечения и желания, подготовленные предыдущей фазой, превращаются в мотив, натолкнувшись на структурно-информационный барьер. Характер этого барьера позволяет, преодолев себя, трансформировать ранее общую и размытую цель в более конкретную и сформулировать план (систему задач) по реализации программных целей и способов их решения.

Третья фаза, реализация программы, состоит из исполнительских действий, стимулируемых предметно-преобразовательным барьером. На этой фазе решаются намеченные в программе задачи.

Четвертая фаза продиктована барьером рассогласования — предполагаемым несоответствием результата деятельности заданным в программе требованиям.

Позитивные результаты деятельности выражаются в получении доступа к желанным ценностям, в полном или частичном достижении цели и в чувстве удовлетворенности.

Всю системно-динамическую структуру деятельности можно представить в графической модели, представленной на рисунке 1.

Анализируя теорию Р. Шакурова, хочется акцентировать внимание на следующих положениях:

1. Данная концепция является универсальной для любой деятельности, в том числе и для профессиональной.

2. Нехватка ценностей (материальных и духовных) и представления о них являются непосредственными актуализаторами деятельности.

3. Преодоление «барьеров» является основным механизмом деятельности.

4. Состояние удовлетворенности (неудовлетворенности) является итоговым показателем любой деятельности.

Рис. 1 Системно-динамическая модель структуры деятельности Р. Х. Шакурова.

ris1_shakurov.jpg

Барьеры: 1 — ценностно-информационный, 2 — структурно-информационный, 3 — предметно- преобразовательный, 4 — рассогласования.

Все события